Блог графического дизайнера

Все о дизайне и для дизайна

Заказать дизайн

Фирменные знаки приходят в Россию

Сегодня мы познакомимся с тем, как фабричные брендовые знаки начали выделяться из общей концепции ремесел, и приобрели собственную сферу для распространения.

Начало развития такой системы приходится на окончание правления Петра I и до конца 19 века. Российская тенденция немного отличалась от европейского развития фирменного знака. В 1731 году был издан царский указ о том, что отныне все парусные полотна будут выпускаться с фирменным знаком, а если таковой будет отсутствовать, то флот не будет допущен к эксплуатации. Начиная с 1744 года такой указ распространился на другие товары фабричного производства. Все образцы клейм нужно было зарегистрировать в Государственном Департаменте.

Именно так сформировался фирменный знак, который еще не был нацелен на рекламную пропаганду, а представлялся как исходный образ фабрики. Западная Европа в дальнейшем оказала существенное влияние на развитие фабричного знака. Многие иностранные фабрики начали развиваться в России, принеся с собой свою символику, которая в России приравнивалась к гербовым обозначениям.

В 1823 году в России открылась Патентная служба. С этих пор требовалось как-то отделять один фирменный знак от другого. Это было одним из основных условий норм патентов, но на практике соблюсти его было не так просто. Так взяли свое начало фамильные очертания, которые в современности больше известны, как логотипы. В 19 веке практически каждая фирменная символика ассоциировалась с фамилией предпринимателя, который осуществлял данную деятельность.

Фирменные знаки в 19 веке были компактными и изящными. Наличие изображения на них увеличивало их рекламность. Особенно удивительны были знаки производителей чая. Они первыми начали проявлять изобретательность и именно с них фирменные знаки начали считаться неким ответвлением искусства. Например, чайное товарищество «Высоцкий и К» выбрало для своего фирменного знака изображение восточного корабля, на парусе которого были буквы «В и К». Единственное, что слегка портило впечатление от знака, это подпись под ним «Торговый знак заявлен правительству».

Такую надпись можно было встретить на многих знаках тех времен. В 1883 году принимается Парижская конвенция, которая была призвана охранять промышленную собственность, в том числе и фабричные знаки. На каждый товарный знак выдавалось соответствующее свидетельство от Министерства торговли мануфактур. Срок действия свидетельства распространялся от года до десяти лет. Потом нужно было заново регистрироваться. Такие меры дали начало образованию частных патентных бюро.

В 19 веке товарные знаки больше походили на гербы и медали. С их помощью фиксировались лидирующие места во всевозможных выставках товаров и рекламных пропагандах, указывающих на качество товара. Даже упаковка товара стала служить своего рода товарным знаком. Самыми первыми открывателями такого направления стали аптекарские фабрики. Подтверждалось это следующими факторами: величина товара соответствовала его упаковке, на ней отображался товарный знак.

После производителей лекарств тенденцию изображения товарного знака на упаковке перехватили производители элитных кондитерских изделий. Упаковочное ремесло стало особо сильно развиваться в 19 веке. Все началось с производства бутылок. По специальному Положению Правительства был издан указ о том, что на каждой бутылке ставится клеймо, на котором указываются инициалы производителя, а также название завода и места производства. В дальнейшем клейма стали более изощренными, больше напоминающими узор.

В конце 19 века все кондитерские изделия, парфюмерия, бутылочная продукция имели свои товарные знаки, которые указывались на упаковке. Начали появляться бутылочки причудливой формы, например, в форме бюста генералов, полководцев, и так далее.

В дальнейшем в России запускается производство металлической тары с эмблемами производителей. С появлением металлохромии (цветная роспись на металле) производство такой тары выходит на более усовершенствованный уровень. Даже сейчас можно увидеть многих производителей чая или кондитерских изделий, которые выпускают продукцию в жестяных коробках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*