Блог графического дизайнера

Все о дизайне и для дизайна

Заказать дизайн

Российская реклама на плакатах в 19-20 веках

Пик популярности плакатной рекламы приходится на последние годы 19 века. Российский историк Н.И. Бабурина провела комплексное исследование плакатов в России того времени. Она выявила интересную закономерность, которая основывается на сходстве плакатной живописи с лубочным мастерством. Также была выявлена тенденция изображения на плакатах прошлых лет живописных гравюр, которые довольно уместно сочетались с журнальной графической информацией.

Исследовательница также разъяснила, что плакатная живопись делится на три взаимосвязанных направления:

  • торговое или промышленное;
  • социальное или политическое;
  • духовное.

Примером представителей первого направления стали такие известные компании, как «Проводник» (производитель резиновых изделий) и фабрика «Сиу и К» (производитель кондитерских изделий).

В 19 веке основное направление плакатного творчества было основано на документальной стилистике. На плакатах в натуральном виде изображались определенные тематические предметы. Но с выразительностью плакатов не всегда можно было согласиться. Например, на одном плакате кондитерской фабрики были изображены разные сорта печенья с надписями их сортов. Плакат был довольно информативен для потребителей, но в нем не было и намека на выразительность.

Примером совершенной противоположности стал второй плакат той же фабрики. На нем были изображены дети, которые перекатывали печенье с изображением логотипа производителя. Также на плакате находился побуждающий к покупке слоган. Этот плакат вызвал гораздо больше положительных впечатлений.

Основным толчком к развитию плакатного творчества стала выставка в Москве, которая состоялась в 1897 году. Здесь были представлены работы со всей страны. Россию представляли только несколько художников, которые входили в российское общество художников.

Если раньше плакатное творчество расценивалось только как бытовое восприятие рекламы, то после прошедшей выставки многие стали относиться к такому направлению, как к искусству. Несколько художников в России, которые никогда не занимались изготовлением плакатов, начали немного продвигаться к этому направлению. Самые распространенные тематики тех времен — торговля книгами, театр, политика и сельское хозяйство.

Многие эксперты уверены, что в 19 веке плакатная живопись прошла путь от простой афиши до настоящего изобразительного искусства.

Развитие новой эпохи плакатов можно отнести к периоду, когда уже значительная часть «Мира художников» вплотную занимались такой деятельностью. Они наделили некогда типографские формы изысканностью, элегантностью и одухотворенностью. Самыми знаменитыми плакатистами тех времен являлись Врубель и Лансере. Их работы по мнению Бабуриной, были направлены не на мнение толпы или не на привлечение внимания к товару. Они искали единомышленников в своем творчестве. Плакаты этих живописцев были направлены на такие тематики, как театр, выставки картин, маскарады.

К концу 19 века наиболее удачные плакаты становились обложками художественных изданий. В это же время сформировался новый стиль в живописи — неоруссский. Хорошим примером является плакат Билибина, написанный для завода «Новая Бавария». В верхней части плаката были изображены солнце, луна и звезды, а в середине находилась эмблема завода. Фоном являлось застолье бояр. Общественность отнеслась к такой работе с небывалым энтузиазмом.

В Санкт-Петербурге в 1912 году открывается выставка «Искусство в книге и в плакате». Уже по названию можно уловить некую связь между иллюстрациями в книгах и изображениями на плакатах. И это не случайно. Поскольку многие художники переметнулись в плакатное творчество, то для иллюстраций книг стали заимствоваться идеи именно оттуда.

В дальнейшем плакаты далеко отдалились от книг, так как это начало противоречить существующим стандартам. Эксперты уверены, что слишком детальные иллюстрации и обилие текста на плакатах делают его неестественным.

В начале 20 века в Россию пришел кинематограф. Как известно, первым фильмом в прокате стал «Стенька Разин». Это направление сразу нашло свое отражение в плакатном творчестве. Постепенно кинематографические плакаты начали вытеснять давно сформировавшиеся тематики — сельское хозяйство и политику. Основой плаката для кино становился кадр из фильма, либо изображение главного героя. В те года преобладал только жанр немого кино, а плакаты только подогревали к ним интерес.

В годы Первой Мировой войны начинается развитие нового плакатного направления — социально политического. Все больше художники ориентировались на тему благотворительности. Хорошим примером плаката тех лет является плакат Бакста, который являлся лозунгом для благотворительного базара кукол. Начало русско-японской войны породило развитие политической тематики в плакатах. Но в этот период живописцы уже не так рьяно стремятся воплощать свое творчество в жизнь.

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*

  • Alisiks

    Приветик всем обитателям afanasin.ru ну и конечно главе портала 🙂

    Мне у Вас нравится и я тоже начала делать сайты, но я девочка…. Кстати зовут меня Алиса (в стране чудес) есть в ВК http://vk.com/id273409895 только не надо гадости писать, а так дружу общаюсь.

    Посмотрите и мой сайтик http://like-magazik.ru/ начальный этап, кто хорошо знает все в этой сложно сфере напишите в ВК что поправить лучше.

    Глава сайт afanasin.ru с Новым 2016 годом, успехов в делах с сайтом 🙂